Воображение и его роль в жизни человека

403 0 19.10.2020 Marya Velichko 2020-10-19T07:00:18+03:00 Интересное, Психология личности

Понятие о воображении, виды воображения

var bvw=(«body»)[0].offsetWidth; if ( bvw >= 1200 ){ rtbBlockID = «R-A-189593-4»; («rtbBlock») = «850px»;} if ( bvw = 980 ){ rtbBlockID = «R-A-189593-3»; («rtbBlock») = «1200px»; } (function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || [];
w[n].push(function() {
({
blockId: rtbBlockID,
renderTo: «rtbBlock»,
async: true
});
});
t = («script»)[0];
s = («script»);
= «text/javascript»;
= «//»;
= true;
(s, t);
})(this, , «yandexContextAsyncCallbacks»); Понятие  о воображении, виды воображения

Воображение  — это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.

В широком смысле – процесс оперирование образами.

Роль воображения

– основа творчества, это движение общества вперед

человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.

Функции воображения

представление действительности.

эмоционального состояния.

поведения.

внутреннего плана действий.

и программирование действий.

 

Воображение связано с памятью и мышлением.

 

Физиологический механизм

Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются и перегруппируются нервные связи в новые системы.

Связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.

 

Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.

Этапы воображения – анализ, синтез.

Факторы, влияющие на воображение:

опыта.

нервной деятельности.

К чертам личности, связанными с воображением относятся:

– отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.

– богатое воображение, идеи, гипотезы,  свойственна деятельным и волевым натурам.

3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.

Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет.  Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.

Виды воображения

По степени активности: пассивное, активное

По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное преднамеренное воображение:

воображение – когда человек воссоздает представления объекта , которое соответствовало бы описанию.

– при воссоздании добавляется собственное видение.

– самостоятельное создание новых образов.

Отличие мечты:

1.В мечте создается образ желаемого.

, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.

направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас.

иногда реализуются.

Пассивное преднамеренное воображение или грезы

Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

 

Непреднамеренное пассивное

– когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

 

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { ({ blockId: «R-A-189593-2», renderTo: «yandex_rtb_R-A-189593-2″, async: false }); }); (»); })(this, «yandexContextSyncCallbacks»);

Читайте также:  Беспокойный сон у грудничка: причины и что делать
< Предыдущая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ

Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение — часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

  • источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
  • оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.
Читайте также:  Бывает ли при остеохондрозе одышка и как от нее избавиться

Функции воображения

Выделяют следующие функции воображения:

  • представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
  • формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);
  • регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
  • основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
  • создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
  • продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Развитие воображения

Как уже было показано, воображение – важный компонент психической деятельности. Его развитие способствует личностному росту. Поэтому не удивительно, что многие хотят улучшить его показатели. Именитый режиссер Константин Станиславский, разрабатывая свою актерскую систему, уделил внимание способам развития воображения.

  1. Расширение кругозора и базы знаний. Как следует из определения воображения, для его большего разнообразия необходимо пополнять свою библиотеку образов и знаний для того, чтобы можно было создавать более оригинальные и сложные образы воображения.
  2. Способность четко представлять предмет. Чем четче мы представим предмет, тем более подробно мы можем использовать его характеристики.
  3. Целенаправленное воображение. Умея контролировать поток образов, создаваемый воображением, мы тем самым подчиняем его себе. Так в проблемной ситуации мы сможем быстрее и легче использовать наше воображение.
  4. Постоянное использование воображения. Не стоит лениться и делать на автомате то, где можно использовать свою креативность. Чем чаще мы используем какую-то психическую функцию, чем больше внимания ей уделяем, тем развитее и гибче она становится.

Развивая свое воображение, нам не просто становится легче решать творческие задачи. Наше воображение, тесно взаимосвязанное со всеми психическими процессами, является важной составляющей, которая помогает найти выход из любой сложной ситуации.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу -i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka/.

  

Механизмы воображения

  1. Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
  2. Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
  3. Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
  4. Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.