Психологические особенности детей с нарушением зрения

Личность — индивид, рассматриваемый как совокупность психологических характеристик, личностных качеств, обусловленных влиянием общества, социальной и культурной среды.

Классификация нарушений зрения у детей

Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:

  1. Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
  2. Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.

Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

Классификация нарушений зрения у детей

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.

Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.

Основные проявления патологии

При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.

В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.

Читайте также:  Деперсонализация и дереализация в психологии

Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.

Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.

У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.

Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Классификация нарушений зрения у детей

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.

В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:

  • врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
  • приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
  • наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).

Процесс развития личности

Формирование личности происходит в результате поочередного вхождения в новую для него культурную и социальную среду и приобретения в ней определенных качеств и свойств.

Попадая в новую социальную общность, человек в своем развитии проходит последовательность из 3 фаз:

  1. Адаптация. Индивид изучает новую общность, знакомится с правилами, порядками, нормами, формами деятельности. Старается приспособиться, вести себя соответственно принятым нормам.
  2. Индивидуализация. После того как субъект приспособился к новым условиям и был принят обществом как равноправный член, он начинает проявлять свои индивидуальные особенности, которые могут быть общественно полезными, стремится выделиться среди остальных.
  3. Интеграция. Индивид активно вливается в общество, интегрируется с ним, проявляя лучшие уникальные качества, отличительные черты, использование которых приносит пользу обществу. Занимаясь общественно-полезной деятельностью, человек духовно развивается.

Если какой-то из этапов или все 3 не были пройдены, происходит процесс отторжения индивида общностью:

  1. Дезинтеграция. Человек или сам отстраняется от общества, стараясь избегать контактов, либо общество изолирует его от себя.
  2. Деградация. Развитие личности не только останавливается, но и может повернуть вспять — субъект возвращается на предыдущую стадию.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Становление личности ребенка

Формирование личности в психологии происходит благодаря усвоению компонентов социализации. Компонентами выступают индивид или группа лиц, а может даже целая организация, обладающая влиянием на чередование ребенком социальных ролей.

К таким относят следующие примеры:

  • Люди основной социализации – мать, отец, ближайшие родственники, круг друзей.
  • Люди вторичной социализации – учителя в школе, священники, сослуживцы в армии и тому подобное.

На протяжении пути жизни люди по своей важности могут меняться.