Личность — индивид, рассматриваемый как совокупность психологических характеристик, личностных качеств, обусловленных влиянием общества, социальной и культурной среды.
Классификация нарушений зрения у детей
Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:
- Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
- Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.
Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.
Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.
Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.
Основные проявления патологии
При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.
В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.
Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.
Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.
У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.
Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.
В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:
- врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
- приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
- наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).
Процесс развития личности
Формирование личности происходит в результате поочередного вхождения в новую для него культурную и социальную среду и приобретения в ней определенных качеств и свойств.
Попадая в новую социальную общность, человек в своем развитии проходит последовательность из 3 фаз:
- Адаптация. Индивид изучает новую общность, знакомится с правилами, порядками, нормами, формами деятельности. Старается приспособиться, вести себя соответственно принятым нормам.
- Индивидуализация. После того как субъект приспособился к новым условиям и был принят обществом как равноправный член, он начинает проявлять свои индивидуальные особенности, которые могут быть общественно полезными, стремится выделиться среди остальных.
- Интеграция. Индивид активно вливается в общество, интегрируется с ним, проявляя лучшие уникальные качества, отличительные черты, использование которых приносит пользу обществу. Занимаясь общественно-полезной деятельностью, человек духовно развивается.
- Особенности психического развития …
- Особенности психического развития …
- Дефицитарное состояние.Понятие …
- Психологические особенности детей с …
Если какой-то из этапов или все 3 не были пройдены, происходит процесс отторжения индивида общностью:
- Дезинтеграция. Человек или сам отстраняется от общества, стараясь избегать контактов, либо общество изолирует его от себя.
- Деградация. Развитие личности не только останавливается, но и может повернуть вспять — субъект возвращается на предыдущую стадию.
Критерии развития
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъектности;
- целостность и интегрированность в мир;
- рост продуктивности;
- развитие душевных (духовных) качеств и способностей.
Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
- У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
- У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.
Становление личности ребенка
Формирование личности в психологии происходит благодаря усвоению компонентов социализации. Компонентами выступают индивид или группа лиц, а может даже целая организация, обладающая влиянием на чередование ребенком социальных ролей.
К таким относят следующие примеры:
- Особенности психического развития …
- Психологические особенности детей с …
- Психологические особенности детей с …
- Особенности психического развития …
- Люди основной социализации – мать, отец, ближайшие родственники, круг друзей.
- Люди вторичной социализации – учителя в школе, священники, сослуживцы в армии и тому подобное.
На протяжении пути жизни люди по своей важности могут меняться.