Как заставить ребёнка учиться – советы психолога

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Учебная мотивация

Учебная мотивация выходит из системы мотивов, которая опирается на познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, установки личности. Учебная мотивация одновременно является устойчивой, раскрывая содержательные аспекты (осознанность деятельности, самостоятельность, обобщенность, доминирование, действенность), и динамической системой. Динамика системы мотивов зависит от индивидуальных особенностей ребенка: устойчивости, силы, переключаемости, эмоциональности – в общем врожденных особенностей психики. Оговорюсь, что в статье речь идет о здоровых детях с проблемами в мотивации, а не о детях с врожденно обусловленными трудностями, например, при СДВГ.

Учебная мотивация:

  • определяет направление учебной деятельности;
  • позволяет найти способы реализации деятельности и достижения целей;
  • задействует эмоционально-волевую сферу личности.

Успех деятельности зависит от мотивации, а она:

  • от индивидуально-личностных особенностей ученика;
  • личности учителя;
  • специфики предмета;
  • организации деятельности.

Работать нужно над формированием внутренней и личной мотивации. А вот требованиями и принуждением можно добиться в лучшем случае внешней, формальной мотивации. Именно она служит ответом на социальные нормы, обязательства, принуждения, ожидания родителей. Но внешняя мотивация губительна для личности и крайне неустойчива.

Причины прогулов

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

Субъективные

Они связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению. Ребенок не понимает для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
  2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
  3. Пробелы в уровне подготовке, порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
  4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характер: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

Объективные

Они вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

Причины прогулов
  1. Неправильная организация образовательного процесса, не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызов родителей в школу и неуспех на контрольных работах.
  2. Несформированность классного коллектива, ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
  3. Необъективность учительской оценки знаний, конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

Отношения в семье

Ведут к систематическим прогулам.  Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что проблемы идут от семьи. Семейные отношения становятся основной причиной школьных прогулов. Она выделяет 4 типичные семейные проблемы, порождающие прогулы детей.

Родители:

  • Не являются авторитетом для ребенка. Он не считается с их мнением, а те допускают вседозволенность и безнаказанность.
  • Не уделяют внимания ребенку, не оказывают помощи в решении школьных проблем. Ребенок воспринимает ситуацию как знак к тому, что его старания в обучении не интересуют родителей. Он ищет внимания на стороне.
  • Подавляют ребенка, предъявляют завышенные требования. Страх огорчить родных и не соответствовать ожиданиям ведет к прогулам.
  • Слишком опекают ребенка. При малейшей жалобе на недомогание ребенка оставляют дома, потакают капризам, оправдывают пропуски перед учителями. Позже, прогуливая школу, ребенок знает, что родители пожалеют, прикроют и не накажут.
Читайте также:  Как отключить режим ожидания на приставке Ростелеком самому?

Как помочь ребенку пережить трудный период

Важно: родители должны именно помочь, а не грозить и не запугивать (на подростка это не действует).

Оцените нагрузку. Возможно, ваш ребенок 6-7 дней в неделю учится, посещает кружки, спортивные секции и у него просто нет времени, чтобы сходить в кино или погулять с друзьями во дворе? А может вам вообще все равно, есть ли у ребенка возможность общаться со сверстниками. Естественно, ребенок не хочет учиться при такой нагрузке. Важно: нагружая сверхнормы, вы не делаете ребенку хорошо, вы делаете ребенку плохо.

Оцените уровень контроля. Если в семье присутствует тоталитаризм, в один прекрасный момент ребенку это надоест, и часто этот момент выпадает именно на подростковый период.

Проблемы со сверстниками. Часто по тем или иным причинам дети могут посчитать другого изгоем или не таким, как они. Как следствие, подростка обижают и обзывают, из-за этого он прогуливает. Выяснить это довольно сложно, поскольку напрямую ребенок в таком не признается.

Проблемы с учителями. Иногда ребенка начинает «гнобить» какой-то из учителей. В этом случае именно эти уроки и прогуливает чадо.

Полное отсутствие контроля. Иногда родители настолько доверяют ребенку, что упускают что-то важное, и доверие превращается в полную расхлябанность.

Первая любовь, чрезмерное увлечение компьютерными играми, неблагополучная ситуация в семье — популярные причины подросткового бунта.

Что делать?

общайтесь на равных — ваш ребенок уже почти взрослый, его проблемы — центр мира для него, попробуйте ему помочь, но для этого человека нужно понять;

доверяйте. Если мама и папа насмехаются над проблемами и неудачами школьника младших классов, в подростковом возрасте вы не сможете найти общий язык. Работать над отношениями нужно с детства;

помогите с проблемным предметом, наняв репетитора. Решите медицинские проблемы: очки можно заменить линзами, прикус исправить у стоматолога, а хромоту — у ортопеда. Постарайтесь решить проблемы реально.

Важно: переведите ребенка в другую школу, отведите его к психологу, пригрозите учителю, притесняющему ребенка- сделайте все, что сможете!

Узнайте, совместимы ли дети и физические наказания.

Что делать, если подросток 13-лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха, чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник. Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку. Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым, часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал. Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем, и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.
Читайте также:  Конфликты на работе: правила безопасности

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых. Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Читайте так же:

  • Режим и продолжительность сна подростков с 14 до 18 лет
  • Почему ребенку не нравится учиться и что с этим делать?
  • Почему они такие: взрослым об особенностях подросткового возраста
  • Причины проблем успеваемости в школе — как увлечь ребенка учебой
  • Как пробудить в ребенке желание учиться?

Поделитесь с друзьями:

Пять советов, как организовать учебу ребенка

Итак, какие рекомендации я могу дать родителям, чьи дети находятся на дистанционном обучении.

1. Процесс обучения дома должен максимально походить на процесс обучения в школе. То есть рабочее место, одежда, перемены — все по-настоящему.

Буквально вчера слышала историю о том, как мама зашла в комнату к сыну, увидела следующее: работает компьютер, на экране презентация, сын в наушниках лежит на кровати и крепко-крепко спит. Мама разбудила сына и спросила в чем дело. Сын сказал: «Мам, у меня физкультура, не мешай…».

2. Смена видов деятельности. Выходить на улицу, к счастью, разрешено всем, кроме тех, кто болеет. Ключевое: на улицу! Не в торговый центр, не в магазин. На свежий воздух! Его должно быть много для того, чтобы мозг лучше работал. И тело должно менять положение как можно чаще. Можно прыгать на скакалке, отжиматься, заниматься на тренажерах, которые стоят на площадках во дворе, подтягиваться или просто бегать по стадиону.

Читайте также:  Зачем фотографировать плиту перед отъездом

3. Учебный день должен заканчиваться не простым нажатием кнопки на компьютере, а каким-то ритуальным действием. Например, мама знает, что ребенок заканчивает занятия в два часа дня. Должно происходить что-то, что будет напоминать то, как «мама встречает сына из школы».

4. Здесь большими буквами должно быть выделено про «больше хвалите своих детей». Да-да. Еще больше!

Дистанционное образование — это испытание для тех, кто по сути должен идти в школу, встречаться там с друзьями, смеяться на переменах, а на уроках передавать друг другу записки с признаниями в любви или шпаргалками. 

Я, кстати, на днях получила от преподавателей сына отзывы об его учебе с сентября по ноябрь включительно. Все они похожи: отличные знания, плохое поведение… А теперь представьте этого отличника в замкнутом пространстве, без возможности хихикать на уроках и физически выкладываться на тренировках. Он, конечно, стал киснуть и потерял мотивацию к обучению.

5. В завершении я хочу сказать о том, что эта история с дистанционным обучением — огромное испытание для родителей учеников. Потому, что ты просто перестаешь понимать то, что происходит и как впихнуть в свои рабочие процессы организацию учебы ребенка.

Именно поэтому у каждого родителя должны быть и свои ритуалы, и свое личное время (личное — это не стиральную машину разобрать и белье повесить, а именно время только для себя). Пусть это будет всего лишь час перед сном, но это будет только ваше время. 

Сил нам всем и терпения!

Хочу и надо – меж двух огней

Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» — на самом деле связан с жизнеполагающими темами про счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

И в детской, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться с покоем и надеждами на счастье. Единственный выход – соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы он освоил важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получил аттестат и профессию, в конце концов. И был жив-здоров. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы он не закрылся, не впал в уныние от избытка обязанностей, а мог дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают его счастливым и значимым.

Хочу и надо – меж двух огней

Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: одного ребенка нужно хвалить и подталкивать, другого выслушивать и заманивать, — честная родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о нелюбимой алгебре. Конечно, в итоге ребенок не примется целовать учебник, но его знания и уверенность в себе могут заметно подрасти.