Как перестать заикаться при разговоре: причины и лечение заикания

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Ребенок заикается, что делать. Заикание у детей: причины, признаки, лечение

Заикание – это нарушение темпа, плавности речи. Чаще всего заикание проявляется у детей от двух до пяти лет. Вызывается оно судорогами различных частей речевого аппарата. Если ребенок заикается, что делать? Очень важно не упустить первые признаки заболевания.

Признаки заикания

Родителей должны насторожить затруднения ребенка перед началом речи. Первые признаки заикания у детей: ребенок может вставлять лишние звуки перед словами. Может быть, ребенок повторяет первые слог, или целые слова в начале фразы, а, возможно, делает вынужденные остановки в середине фразы, или даже слова.

Бывает, что ребенок вдруг надолго замолкает и перестает говорить. Спустя некоторое время он начинает говорить, но уже заикается.

Все эти симптомы заикания можно предотвратить, если вовремя обратиться к специалисту.

Причины заикания у детей

Заикание говорит об ослабленности центральной нервной системы. А вот причины этого заболевания у детей могут быть разными. Это может быть инфекционное заболевание, нервный стресс, испуг, плохое обращение с ребенком в семье.

Иногда заикание возникает у рано начавших говорить детей из-за частых выступлений напоказ. Родителям так хочется похвастаться своим развитым не по годам ребенком, что они постоянно заставляют его что-то рассказывать на публике.

У детей, которые поздно начали говорить, может возникнуть заикание вместе с быстрым развитием речи.

Заикание бывает и у детей с замедленной моторикой, медлительных, неловких детей.

Когда вы поняли, что ребенок начал заикаться, что делать теперь?

Лечение заикания

Лечение заикания заключается в комплексе мероприятий, назначаемых логопедом. В этом случае важно установление доверительных отношений между родителями ребенка и специалистом для того, чтобы терапевтическое взаимодействие оказалось наиболее эффективным. Если заикается ребенок в 3 года, в первую очередь следует соблюдать следующие рекомендации:

  • соблюдение режима сна и бодрствования. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша;
  • следует уделять внимание развивающим играм, чтению детских книг, свести к минимуму просмотр мультфильмов и телепередач;
  • ни в коем случае не следует игнорировать прогулки, минимальная продолжительность ежедневной прогулки для малыша 3-х лет – 2 часа;
  • создание благоприятной обстановки в семье, конфликты и выяснение отношений следует свести к минимуму. Также не следует акцентировать внимание на проблеме заикания ребенка, обсуждать ее при нем с посторонними и тем более смеяться;
  • общаться с ребенком правильно. В ежедневном общении ребенок должен слышать красивую, плавную речь, соответствующую лексическим нормам.

На сегодняшний день существуют следующие методы лечения заикания у ребенка:

  • занятия с логопедом, на которых специалист корректирует речь, устраняет запинки, делает ее плавной. Иногда используется так называемый режим молчания , призванный подавить рефлекс заикания, но использование его для трехлетнего ребенка достаточно проблематично;
  • дыхательные упражнения – способствуют расслаблению мышц речевого аппарата и помогают задействовать в речевом процессе диафрагму;
  • точечный массаж – помогает восстановить нервную регуляцию речи;
  • медикаментозное лечение.
Читайте также:  Мексидол таблетки или уколы в чем разница

Видео-советы по лечению заикания

Советы логопеда в помощь родителям:

Разные способы лечения заикания:

Лечение заикания по методу Снежко:

Лекция Скобликовой о заикании у маленьких детей:

Этиология заболевания

Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики. Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки.

В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма. В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.

Этиология заболевания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения. Заикание у детей, известные методы лечения

Заиканием называют речевое расстройство, которое характеризуется нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, вынужденных повторов отдельных слогов слова либо звуков. Данная патология развивается из-за возникновения в органах артикуляции специфических судорог.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

Код по МКБ-10

F98.5 Заикание [запинание]

Эпидемиология

Заикание встречается примерно у 5% всех детей в возрасте от шести месяцев и старше. Три четверти из них будут выздоравливают к началу подросткового периода, около 1% нарушение речи сохраняется на всю жизнь.

При этом следует отметить, что заикание в несколько раз (2-5) чаще затрагивает мужчин, чем женщин. Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей.

Если говорить о соотношении полов цифры меняются по мере взросления детей – у дошкольников пропорции находятся в размере 2к1 (мальчиков больше), а уже к первому классу они становятся больше, — 3к1. В пятом классе этот показатель увеличивается до 5к1, так как девочки избавляются от заикания более быстрыми темпами.

Так как на ранних стадиях скорость восстановления довольно высокая (примерно 65-75%), общая распространённость этого дефекта обычно составляет не более 1%.

Причины заикания у ребенка

Логопеды выделяют 2 вида детского заикания. Первый из них появляется у детей, имеющих некие дефекты в ЦНС. Среди возможных причин возникновения – травма, полученная при родах, наследственность, тяжелые гестозы во время беременности, осложненные роды, частые болезни ребёнка на первых годах жизни. В остальном он развивается нормально, проблем со здоровьем не имеется.

В процессе неврологического осмотра у такого ребёнка обычно выявляются признаки повышенного внутричерепного давления, а также повышенный порог судорожной готовности мозга, патологические рефлексы.

Второй вид этого дефекта наблюдается у детей, изначально не имеющих каких-либо органических или функциональных патологий ЦНС.

Такой вид заикания появляется из-за невроза, спровоцированного стрессом или сильным эмоциональным или физическим переутомлением.

В таких случаях этот дефект речи значительно усиливается, когда ребёнок пребывает в состоянии нервного напряжения или эмоционального возбуждения.

Патогенез

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Как избавиться от заикания в домашних условиях

Видео: Как избавиться от заикания в домашних условиях по методу Снежко за 3 дня

Большинство родителей, заметив у только что заговорившего ребенка характерные и описываемые изменения в речи, задумываются о том, как вылечить заикание в домашних условиях. Ведь специальные занятия малышей могут быть затруднительными в финансовом плане. Чтобы несколько успокоить родителей, необходимо привести несколько способов, с помощью которых лечение заикания в домашних условиях у детей будет эффективным, а иногда и веселым.

Воспользуйтесь следующими советами специалистов:

  1. Испуг. Некоторые специалисты советуют заикающегося ребенка испугать вновь, если его дефект возник именно из-за стресса на фоне просмотренного страшного фильма или нападения собаки, к примеру. Но молодые родители должны помнить немаловажный факт, что повторный испуг может привести к микроинсульту и еще больше усугубить ситуацию. Поэтому к подобным методам обращаются крайне редко и осторожно.
  2. Пойте. Чаще пойте с заикающимся ребенком различные детские песни, а также включая более серьезные арии. Пение помогает малышу справиться с судорогами мышц речевого аппарата. Со временем просите малыша исполнить песню самостоятельно в присутствии гостей.
  3. Чтение вслух. Пусть ребенок читает вслух. Сначала это можно делать наедине, а затем просите малыша почитать сказку на ночь вам. Если ребенок еще не умеет читать, книги можно заменить проговариванием скороговорок или чтением стихов, которые вы разучите наизусть вместе с ним.
  4. Защита ребенка. Чтобы малыш не подвергался стрессу вновь, создайте вокруг него спокойную и привычную обстановку. Соблюдайте устоявшийся режим дня, не кричите на ребенка, все члены семьи должны говорить спокойно, без повышения голоса. В случае возникновения проблемы или несколько неординарной ситуации, ни в коем случае не создавайте суматоху. Это начнет нервировать малыша и ваши положительные и «неокрепшие» результаты пропадут.

Соблюдение подобных методов может привести к положительному эффекту уже через пару месяцев. Главное, это не прекращать занятия и посвятить каждый день выздоровлению ребенка.

Профилактика и прогноз

Для того чтобы предотвратить возвращение недуга или появление заболевания необходимо придерживаться рекомендаций лечащего врача. Профилактические мероприятия:

  • посещение логопедических занятий, выполнение домашних упражнений – чтения вслух, пения, зачитывание стихотворений, аудиотренинг;
  • прием витаминов группы В курсами;
  • приверженность к медикаментозному лечению без попыток самолечения;
  • личная психотерапия, многие пациенты пренебрегают психотерапевтическим лечением, тогда как оно способно помочь выяснить причину возникновения заикания и снизить уровень стресса;
  • активный образ жизни (занятие спортом, йогой и пр.);
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • дыхательная гимнастика;
  • полноценный сон;
  • рациональное питание.
Читайте также:  Когнитивный диссонанс и барьеры восприятия

Профилактика и прогноз

Прогноз для человека с заиканием зависит от стадии заболевания, его формы и вида. При раннем обращении к специалистам и применении комплексной логопедической помощи пациент может справиться с недугом навсегда и вернуться к привычному образу жизни. Крайне важно в такой ситуации доверять лечащему врачу, логопеду и психотерапевту.

Заикание − распространенное нарушение речи, развивающееся у людей различного возраста. У взрослых недуг формируется на фоне продолжительного стресса, заболеваний нервной системы в анамнезе и других негативных факторов. При своевременном обращении к лечащему врачу и получению комплексной терапии (психотерапия, логотерапия, коррекция неврологических заболеваний и современные методики) удается устранить заикание и бороться с его рецидивами в будущем.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.