Как отличить ЗПР от олигофрении (умственной отсталости)?

Олигофренами называют в медицине людей, которые из-за церебральных патологических отклонений страдают умственной отсталостью. Заболевание может быть врожденным или приобретенным в первые 3 года жизни ребенка; у детей старше не появляется.

Как определить олигофрению

Диагностика олигофрении зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта. Чем тяжелее форма врожденного слабоумия (имбецильность и идиотия), тем легче диагностировать заболевание на ранних этапах.

Наиболее тяжело диагностируется легкая степень олигофрении – дебильность.

Когда болезнь обусловлена генетическим фактором, врачи определяются с диагнозом еще до рождения ребенка и сообщают о нем родителям. Врожденное слабоумие может являться не отдельным синдромом, а идти в комплексе других психоневрологических патологий.

Олигофренией может сопровождаться детский церебральный паралич.

Методы определения олигофрении:

  1. Скрининговые обследования во время беременности.
  2. Изучение наследственности семьи, выявление факторов риска.
  3. Наблюдение за беременностью и родами.
  4. Оценивание состояния новорожденного по шкале Апгар.
  5. Диагностика психической задержки развития младенца.
  6. Лабораторные анализы крови для исключения заболеваний, которые приводят к врожденному слабоумию.
  7. Применение других видов исследований организма на выявление различных инфекций, неврологических заболеваний и других патологий.
  8. Психологические тесты на определение коэффициента интеллекта и уровня мышления.

Причины возникновения

Умственная отсталость обусловлена разными причинами. Они могут быть унаследованы или рано приобретены.

Формы, которые возникают в результате повреждений мозга перед, во время и сразу после рождения, воспринимаются обобщенно с унаследованными формами (они не отличаются психопатологически друг от друга) как «врожденные». Очевидно, наследственно обусловлено большинство случаев умственной отсталости.

Различают две группы больных с умственной отсталостью:

Причины возникновения

⇒ В первой группе, более многочисленной, кроме умственной отсталости, не определяется или почти не определяется других аномалий; при медицинских исследованиях не устанавливают существенных изменений. К легким формам в этой группе относится от половины до 2/3 всех случаев, к тяжелым формам – лишь небольшая часть.

⇒ Во второй группе наследственных форм патогенез известен. Речь идет о наследственных нарушениях обмена веществ, прежде всего о генетически обусловленных энзимопатиях (в большинстве случаев рецессивное наследование, частично связанное с полом), которые, кроме соматических и неврологических расстройств, вызывают умственную отсталость вследствие токсического повреждения мозга.

От этих форм отличаются другие виды умственной отсталости, которые хотя и являются врожденными, но не наследственными, а перинатально приобретенными – травматическими или гипоксическими мозговыми повреждениями во время родов, при инфекционных заболеваниях матери (включая сифилис и токсоплазмоз) либо при злоупотреблении алкоголем или наркотиками во время беременности, в связи с гормональными и обменными заболеваниями у матери, лучевыми поражениями и, наконец, тяжелыми заболеваниями и нарушениями питания в младенчестве.

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Спровоцировать олигофрению могут многочисленные внешние и внутренние факторы.

В некоторых случаях специалистам не удается определить конкретный фактор, который привел к развитию недуга у ребенка.

Чаще всего врачи связывают проявление патологии с генетической предрасположенностью (50% случаев в медицинской практике). Второй по распространенности причиной олигофрении считается недоношенность малыша.

В данном случае наблюдается недоразвитость внутренних систем, что повышает риск формирования серьезных отклонений в развитии ребенка.

К причинам олигофрении относятся следующие факторы:

  • гипоксия плода при беременности;
  • черепно-мозговые травмы, полученные новорожденным;
  • хромосомные аномалии;
  • инфекционное поражение плода;
  • травмы головного мозга ребенка в процессе родов;
  • нарушения генетического уровня;
  • хронические интоксикации плода вредными химическими веществами;
  • заболевания, оказывающие негативное воздействие на головной мозг;
  • критичный недостаток полезных веществ в организме беременной женщины;
  • наличие у ребенка других врожденных психических отклонений;
  • асфиксия и родовые травмы;
  • склонность женщины к вредным привычкам при беременности;
  • иммунологический конфликт между плодом и женщиной;
  • наличие резус-конфликта;
  • инфекции мочеполовой системы у женщины.
Читайте также:  Когда астения действительно опасна

Как определить микроцефалию у ребенка? Читайте об этом здесь.

Причины олигофрении

Олигофренический синдром может быть врожденным или приобретенным в раннем детском возрасте. При внутриутробном развитии может быть вызван недостатком йода, дефицитом ряда ферментов, нарушением расщепления аминокислот. Часто диагностируют умственную отсталость у детей, родившихся преждевременно.

Наследственные факторы

К данной группе относятся генные патологии, хромосомные нарушения: болезнь Дауна, синдромы Патау и Ретта, микроцефалия, синдром Рада, недостаток или избыток каких-либо хромосом. Олигофрения передается по наследству.

Антенатальные причины

Причины олигофрении

К антенатальным относят те нарушения развития ребенка в период вынашивания, которые вызваны гипоксией, неправильной работой плаценты (особенно в период формирования головного мозга плода), наличием в материнском организме ряда инфекций (герпесвирус, венерические заболевания). Кроме того, негативное влияние оказывает прием агрессивных медикаментов (особенно антибиотиков), употребление алкогольных напитков или наркотических веществ во время беременности.

Постнатальные факторы

У детей до 3 лет патология может развиваться из-за травмы головы, родовых травм, асфиксии во время родов. Ребенок может стать олигофреном и в тех случаях, когда в раннем возрасте перенес менингит или энцефалит. Несовпадение резус-факторов младенца и матери является фактором риска.

Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»

В большинстве случаев при подозрении на ЗПР родители начинают обращаться к специалистам, когда детям исполняется 7-9 лет. Именно в этот промежуток времени ярко проявляются симптомы недуга.

Категория Признак при ЗПР
Синдром психического инфантилизма Подавленные навыки познавательной деятельности

Преобладает интерес к игровой деятельности

Дурашливость, необъяснимая веселость или конфликтность, вспыльчивость

Проявление отрицательной реакции на выполнение упражнений и задач, в которых требуется проявить умственные возможности

Отрицание любых правил

Церебрастенический синдром Непереносимость к духоте, вспышкам яркого света, шуму

Быстрая утомляемость

Скачкообразные успехи в учёбе

Подавленные навыки памяти, концентрации внимания

Психическая медлительность

Капризность, сонливость

Энцефалопатические расстройства Заторможенность, безразличие к окружающему миру, вялость

Судороги

Эмоциональная агрессия

Энурез, нарушение сна, заикание, тики, страхи

Интеллект Моторика рук развита слабо

Графо-моторная координация отсутствует

Нарушено зрительно-пространственное восприятие

Отсутствие навыка составлять звукобуквенный анализ

Ограниченный словарный запас

Сложности со слухоречевой, слуховой, зрительной памятью

Сложности в пространственной ориентации, а также с распределением и концентрацией внимания

ЗПР отличается от олигофрении характером нарушений, у ребенка наблюдается мозаичность, а не тотальность нарушений работы мозга, как результат, одни функции сохраняются, а некоторые отстают в развитии. При ЗПР наблюдается несоответствие потенциальных способностей к познанию информации и реальных достижений.

При диагностике важными признаками, которые отличают ЗПР от олигофрении будут:

  • способность переносить освоенный навык на схожие задания;
  • ознакомление, усвоение и закрепление на практике интеллектуальных операций;
  • способность принимать помощь от посторонних и стремление к развитию.

В работе со стороны специалиста могут быть предложены следующие разновидности коррекционной помощи:

  • усвоение определенных навыков и знаний с уменьшенным темпом;
  • занятия направлены в большей степени на усиление речевого контроля и организации всех видов внимания;
  • мотивация к обучению и использование в работе игровых моментов.
Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»

При диагностике ЗПР прогнозы более радужные, чем при диагнозе «олигофрения», так как при правильном подходе и выборе коррекционной деятельности можно получить положительные результаты в развитии. Важно, чтобы в процессе участвовали:

  • социальные педагоги;
  • невропатологи;
  • детские психологи;
  • педагоги по развитию игровой деятельности;
  • родители (благоприятный климат дома – это залог успеха).

Совет: длительность одного вида занятий — не более 10-15 минут, так как дети становятся менее заинтересованными и рассеянными.

Что же касается олигофрении, то можно только стабилизировать ребенка и освоить с ним основные и самые простые навыки самообслуживания (успех в первую очередь будет зависеть от степени заболевания и своевременной диагностики). Работа должна быть комплексная и постоянная, так как такие дети склонны к выполнению циклических движений, которые в большинстве случаев стимулируют «откаты».

Совет: никогда не навязывайте задания, необходимо организовать досуг ребенка так, чтобы он как бы сам проявил интерес.

Диагностикой заболеваний занимаются комплексно логопед, психолог и невропатолог.  Вердикт оглашается на основании многочисленных тестов, длительном наблюдении и   медицинских исследований (МРТ, КТ, Доплер, электроэнцефалографию и т.д.).

Статья в тему: Как снять ЗПР перед школой — практические советы

Что значит олигофрения в стадии дебильности?

Олигофрения означает слабоумие. Оно выражается в том, что психика и интеллект остаются недоразвитыми. Во многих случаях эта проблема сопровождается физическими пороками. Олигофрения может проявляться в разной степени. Самая легкая степень — дебильность.

Люди с диагнозом олигофрения в степени дебильности способны к обучению. Как правило, им удается закончить вспомогательную школу и наладить самостоятельную жизнь.

Дебильность принято классифицировать на глубокую, умеренную и легкую степень.

Разграничение степени проявления дебильности особенно актуально, когда больной в подростковом возрасте заканчивает школу. Олигофрения в легкой степени дебильности дает возможность приобрести рабочую профессию, значит, есть необходимость продолжить обучение в профессиональном училище или техникуме.

В более тяжелых случаях может быть доступен только неквалифицированный труд.

Клинические признаки и особенности олигофрении в стадии дебильности

Дебильность характеризуется общим недоразвитием психики. Особенно страдают познавательные способности. Коэффициент интеллекта (IQ) у таких людей от 50 до 70. Они могут нормально разговаривать, хотя часто бывают косноязычны. Математические действия для них понятны те, которые имеют отношение к жизни, например, сосчитать деньги.

Общие клинические проявления дебильности

  • Неполное восприятие картины мира,
  • Рассеянное внимание,
  • Плохая память,
  • Низкая способность к логическому мышлению,
  • Неадекватный ответ на события,
  • Недостаточность эмоций,
  • Низкий интеллектуальный коэффициент,

При легкой степени дебильности зачастую в младенческом и дошкольном возрасте отклонения в психическом развитии не дают о себе знать. Ребенок ничем не отличается от других детей, примерно также развивается, как все.

При поступлении в школу, когда уже требуется напряжение интеллекта, применение абстрактного мышления, волевых качеств, психические недостатки проявляются ярче.

Особенно это заметно при проблемах в усвоении школьной программы.

Олигофрены в стадии дебильности могут проявлять признаки отставания в развитии, они позже начинают ходить, разговаривать. Говорить целыми фразами такой ребенок может только к трем-четырем годам. Серьезные проблемы возникают, когда ребенок идет в общеобразовательную школу.

При дебильности он не в состоянии осмысливать учебный процесс. Однако в некоторых случаях начальную школу такие дети заканчивают успешно, но в средних классах они не справляются с программой. В результате этого могут быть конфликты с педагогами, проблемы с поведением.

Что значит олигофрения в стадии дебильности?

Специалисты рекомендуют детей с такой патологией отдавать в специальную школу.

Проявления в дошкольном возрасте:

  • Недостаточная эмоциональность,
  • Отставание развития речи,
  • Слабый интерес к окружающему миру,
  • Неспособность к построению отношений со сверстниками.

Проявления в подростковом возрасте:

  • Незрелость личности,
  • Неспособность к самостоятельному принятию решений,
  • Импульсивность поступков.

Среди больных олигофренией в стадии дебильности различают различные типы поведения:

  • Эретичный (возбудимый),
  • Вялый,
  • Мстительный,
  • Злобно-упрямый,
  • Торпидный (заторможенный).

Лечение олигофрении

Данная патология не поддается лечению. Как правило, больной должен находиться под контролем психиатра. При необходимости ему назначаются средства, улучшающие когнитивные процессы, успокоительные или тонизирующие препараты в зависимости от проявлений. Однако серьезных улучшений в состоянии психики и интеллекта не происходит.

Прогноз на будущее

Больные легкой степени могут овладеть профессией. Люди с олигофренией в степени умеренной дебильности, как правило, способны лишь механически выполнять некоторые действия, поэтому им доступен самый неквалифицированный труд.

Круг интересов у них очень узок, в основном это удовлетворение физиологических потребностей и развлечения. Самое популярное развлечение — телевизор.

Такие люди могут обобщать полученный ими опыт и делать из него некоторые практические выводы.

Обратите внимание

Глубокая стадия дебильности олигофрении означает, что больному нужен будет постоянный контроль и поддержка не только психиатра, но и близкого человека, так как самостоятельно решать серьезные вопросы он не сможет.

Диагностика и дифференциальный диагноз

Верификация диагноза умственной отсталости с проявлениями идиотии или имбецильности не представляет особых сложностей, так как симптоматика значительного снижения интеллектуальных способностей и психического недоразвития у подобных детей выявляется относительно в ранние сроки и является бесспорной.

Для достоверного подтверждения диагноза необходимо детальное изучение индивидуальных особенностей развития ребенка (что требует прежде всего скрупулезного сбора анамнеза), необходимо уточнить о наличии психических расстройств у родственников, тяжелой степени алкоголизма или токсикоманий, нарушений психического развития.

Очень важна информация о течении беременности у матери: не было ли в этот период у нее инфекционных заболеваний, наличия влияния экзогенных вредностей, было ли полноценным питание. Не менее значима информация о протекании родового процесса (своевременность родов и своевременность отхождения околоплодных вод).

В случае предположения о возникновении олигофрении необходимо провести углубленное клиническое обследование с определением физических, неврологических, психических нарушений, особое внимание обращают на развитие интеллектуальных и речевых функций.

Проводятся лабораторно-инструментальные исследования, психофизиологическое тестирование, в случаях предположения о генетически детерминированной форме олигофрении проводятся генетические исследования.

Умственную отсталость приходится дифференцировать с педагогической запущенностью, в отдельных случаях дифференциальную диагностику проводят с ранним проявлением шизофрении, которая в подобных эпизодах сопровождается «олигофреноподобным» дефектом.

Выраженная продолжительная астенизация ребенка вследствие тяжелого соматического заболевания может сопровождаться отставанием развития различной степени выраженности. Однако устранение соматического заболевания позволяет активизировать умственную активность, восстановить внимание, улучшить свойство памяти. Это дает возможность достоверно исключить наличие умственной отсталости.

Формы олигофрении

Для того, чтобы лучше понять, что такое олигофрения, стоит рассмотреть несколько групп олигофрений:

1 Патологии, которые обусловлены наследственными факторами. К этой группе относят истинную микроцефалию, синдром Рада, болезнь Лоуренса и другие наследственные патологии. Также к этой группе относят синдром Дауна и формы олигофрении, которые возникли вследствие поражения организма родителей.

2 Заболевания, вызванные внутриутробным поражением зародыша или сформировавшегося плода.

3 Третья группа заболеваний – олигофрении, которые обусловлены влиянием вредных факторов в перинатальный период и в первые 3 года жизни ребенка. Например, на развитие может повлиять асфиксия во время родов или инфекции, перенесенные в раннем детстве.

Данная классификация олигофрении построена на основных причинах появления патологии.

Умственная отсталость и шизофрения

Пфропфшизофрения

Шизофрения, возникающая на фоне умственной отсталости, называется пфропфшизофренией или олигошизофренией.

А. Глаусс выделял 2 вида пфропфшизофрении/пфропфгебефрении:

  1. комбинация олигофрении с шизофренией, для которой характерно катастрофическое течение и скудная продуктивная симптоматика (например, бред, галлюцинации)
  2. начало шизофрении в детском возрасте, при котором помимо олигофренических, наблюдаютсягебефренические черты. Затем, в возрасте 14—17 и 20—30 лет, у значительной части больных возникает настоящий гебефренический шуб.

Стоит отметить, что раннее начало шизофрении само по себе приводит к задержке умственного развития и формированию интеллектуального дефекта.

Отграничение умственной отсталости от шизофрении

Умственная отсталость — дефект психики, появившийся из-за помех, помешавших нормальному созреванию интеллекта, а шизофрения — текущий или отзвучавший болезненный процесс. При умственной отсталости процессуальные явления отсутствуют.

При детской шизофрении психотическая симптоматика стёрта, рудиментарна, лишена яркости, при медленном развитии болезни может быть вовсе не выражена, поэтому разграничение её с умственной отсталостью порою представляет трудности.

Труднее всего ограничивается атоническая форма умственной отсталости от шизофрении. При данной форме олигофрении в клинической картине преобладает аффективная незрелость и неустойчивость, недифференцированность эмоций, недостаточность интереса к окружению, слабость инстинктов, нарушения целенаправленной деятельности, стереотипии, что часто напоминает аутизм или шизофрению. Тем не менее у таких детей с рождения заметно замедление темпа психомоторного развития и слабая память. Скудная общительность таких детей объясняется отсутствием умения вступить в контакт, а не отгораживанием от окружающего мира. Их аффективные проявления бедны, но не наблюдается их извращения или отсутствия, как при шизофрении. Они интересуются играми, привязаны к родителям, не чуждаются детей, что также отличает их от шизофреников. У больных атонической формой отсутствует продуктивная симптоматика и нет прогрессирующей деградации, как это имеет место при шизофрении.