Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

Амнестическая афазия — это патология речевой функции, при которой человек затрудняется вербально выражать свои мысли.

Когда следует обратиться к логопеду?

Консультация логопеда требуется ребенку в возрасте 2-х лет, если он не говорит или использует очень мало слов (до 10); ребенку 4-х лет и старше, если он неверно произносит какие-либо звуки; ребенку старше 6 лет, если он не учит стихи наизусть и не может пересказать текст; ребенку 7-8 лет, если у него есть проблемы с письмом. Показать ребенка логопеду также рекомендуется, если что-либо настораживает родителей в его речи, если его речь отличается от речи сверстников, если ребенок говорит с запинками и заикается.

Помощь логопеда может понадобиться и взрослому: при картавости и заикании; после операции на лор-органах; после серьезных нервных потрясений; после инсульта, паралича и т.д.

Признаки ЗРР

Диагностика ЗРР возможна только после двух лет, однако первые признаки, которые должны насторожить родителей, можно заметить раньше. Специалисты называют семь основных симптомов того, что есть проблемы с речью:

  • отклонения на доречевом этапе (период лепета, гуления). Нарушения могут проявляться по-разному: недостаточная выраженность звуков, их однотипность, плач в одной и той тональности;
  • годовалый малыш не реагирует на голос родителей, свое имя (при этом у него нет проблем со слухом);
  • в год-два ребенок отказывается повторять слова и фразы за взрослым. Эхолалия — необходимый и естественный этап освоения устной речью. Он помогает познакомиться с фонематическим звучанием языка, понять артикуляцию;
  • отсутствие в два года активно используемых слов. В этом возрасте малыш уже должен использовать простые слова, чтобы дать понять взрослым, чего он хочет и что его беспокоит;
  • к трем годам ребенок не формирует из слов фразы. Очень важно, что в этом возрасте он уже не просто бездумно повторяет услышанные фразы, а в состоянии их сам придумать;
  • ребенок не старается говорить четко и не заинтересован в том, чтобы его понимали;
  • невнятная речь после трех лет.
Признаки ЗРР

Важно! Особое внимание стоит уделить ребенку, если есть предпосылки для возникновения ЗРР: наследственность, осложнения при беременности или родах, токсические или инфекционные поражения.

Расположение речевых центров в головном мозге

Головной мозг человека в центральной нервной системе считается самым важным органом. В стволе головного мозга расположены ядра, которые определенным отделам посылают импульсы (двигательные, речевые и т.д.).

Читайте также:  Основные причины почему снятся кошмары каждую ночь

Зоны, отвечающие за речь человека, находятся в доминантном полушарии. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии, а у левшей, наоборот, в правом.

В процессе воспроизведения речи непосредственное участие принимает центр Брока, расположенной в нижней части лобной доли головного мозга. Цент Брока сокращает мышцы речеобразующих органов, а также ответственен за процесс речевой артикуляции. Кроме того, эта зона отвечает за правильность высказываний, порядок слов в предложение и суть самих предложений. Если в зоне Брока произошли нарушения, высказывания больного становятся невнятными, он не может четко сформулировать свои мысли. Но при этом больной четко понимает речь окружающих.

Расположение речевых центров в головном мозге

В задней части височной извилины расположен центр Вернике, который ответственен за понимание письменной и устной речи. Зона Вернике – это слуховой центр, производящий анализ и сопоставление услышанной речи.

Также в человеческом мозгу имеются и другие центры, расположенные в различных участках. Вспомогательные центры ответственны за способность человека читать, логически мыслить, распознавать звуки.

Речевые зоны головного мозга

Периферические параличи черепно-мозговых нервов

Известно, что при периферическом параличе возникает слабость мышц. Чаще всего, расстройства фонации, глотания и артикуляции речи встречаются при бульбарном синдроме. Это поражение каудальной группы периферических нервов – подъязычного, блуждающего, добавочного и языкоглоточного. Бульбарный прогрессирующий синдром может быть опасен для жизни, вследствие нарушений дыхания и кровообращения.

О дисфонии и дисфагии

Признаками бульбарного синдрома являются дисфония, дисфагия и дизартрия. Что это такое?

дисфония – это нарушение фонации и слабость голоса. Возникает при парезах возвратного гортанного нерва, который приводит в движение голосовые связки. При парезе одной связки человека можно вполне слышать, но у него сиплый и слабый голос;

дисфагия – это слабость мышц – констрикторов глотки. Именно они обеспечивают глотание, и попадание пищи далее, из глотки в пищевод комки попадают уже бессознательно, переключаясь на вегетативные импульсы.

Дисфагия проявляется поперхиванием, сложностью при глотании. При слабой дисфагии трудно проглотить твердую пищу, а при выраженной очень плохо пьется даже вода, человек поперхивается, вода выливается через нос. Мягкое нёбо парализовано, и возможно попадание пищи в легкие, с развитием аспирационной пневмонии. Требуется перевод на зондовое питание.

Что такое дизартрия?

Дизартрия часто встречается как возрастной феномен при общей инволюции (обратном развитии) высших функций центральной нервной системы.

Дизартрия. Это затруднение при произнесении речи. Дизартрию не нужно путать с афазией, при дизартрии кора мозга понимает и производит речь правильно, но мышцы полости рта, жевательные мышцы, и язык, будучи ослаблены, не могут правильно сказать нужные слова. Дизартрия проявляется гнусавостью голоса, назолалией (носовым оттенком), а так же нечленораздельным произношением фраз.

Читайте также: 

Все помнят анекдоты про позднего Брежнева, когда фраза «сиськи масиськи сиськи сраны» обозначает не что иное, как «систематически социалистические страны». Это прекрасный пример умеренной дизартрии.

Прогнозы

Аграфия не дает однозначных прогнозов, поскольку ее причины лежат не в психологических факторах, а в поражении головного мозга. Если врачи способны устранить проблему на физиологическом уровне, тогда аграфию можно будет полностью излечить.

С пациентом должны работать специалисты. Проблему не следует игнорировать или не исправлять. Сама по себе аграфия не исчезнет, а человек значительным образом окажется неприспособленным к обществу. В некоторых случаях детям с аграфией удается учиться со здоровыми детьми в общеобразовательной школе. Если же проблемы достаточно серьезные, тогда предлагается домашнее обучение и посещение занятий со специалистом.

Аграфию невозможно устранить самостоятельно, особенно если причины заключаются в поражении головного мозга. Только врачи способны выявить область поражения и устранить ее.

Механизмы дисграфии и дислексии

Прежде чем рассматривать факторы, провоцирующие развитие этих расстройств, необходимо разобраться в механизмах их возникновения. Стоит понимать, что и письмо, и чтение – это сложнейшие многоуровневые психофизические процессы, контролируют и реализуют которые четыре анализатора:

  • зрительный;
  • слухоречевой;
  • двигательный;
  • речедвигательный.

Каждый из них имеет периферический отдел (к примеру, у слухоречевого это уши, воспринимающие звуки), проводниковую часть, состоящую из нервных волокон, и центральный отдел, занимающий определённый участок в коре головного мозга.

Каждый из анализаторов решает конкретную задачу (например, зрительный узнаёт и распознаёт буквы), причём поэтапно и в тесной взаимосвязи с прочими системами. Выпадение или повреждение какого-либо одного звена в силу некоторого фактора и приводит к формированию патологии письма и чтения.

Сопутствующие симптомы

Невролог должен определить вид расстройства, которые есть у пациента. Дисфазия Брока или моторная сопровождается:

  • речь быстрая, сбивчивая;
  • повторение слов, фраз, предложений по несколько раз;
  • синтаксические и грамматические ошибки в речи;
  • неправильное произношение звуков;
  • понимание не страдает и полностью сохраняется.

Для нарушений в центре Вернике характерны следующие черты:

  • быстрая плавная речь;
  • персеверация не затронута;
  • грамматика, синтаксис у норме;
  • наличие в речи несуществующих слов;
  • ошибки при письме и речи.

Если установлен тип нарушения, необходимо обратить внимание на параллельные симптомы. В случае инсультов, эфферентная афазия возникает редко. Могут быть нарушена двигательная функция – парезы, или обездвиженность конечностей – плегия.

Некоторые виды нарушения речи: мутизм и алалия

Как уже упоминалось выше, нарушения речи могут возникать по разным причинам. Так, полное отсутствие речи, определяемое в медицине как мутизм, как правило, вызывается поражениями некоторых структур мозга, психическими заболеваниями или эпилепсией.

Читайте также:  Как одеться на корпоратив женщине. Фото модных образов

При недоразвитии коры головного мозга или тяжелой эпилепсии у ребенка могут возникнуть проблемы формирования речевой функции. Данное нарушение речи в медицине называется алалией и подразделяется, в свою очередь, на сенсорную и моторную формы.

В первом случае у ребенка возникают проблемы с пониманием чужой речи, для него сказанное звучит так, как если бы вокруг говорили на иностранном языке. А моторная алалия характеризуется тем, что дети не в состоянии усвоить звуки и слова родного языка или грамматические конструкции.

Виды нарушения речи после инсульта

В некоторых источниках говорится, что после перенесенного инсульта необходимо сразу же начинать занятия по восстановлению речи, но это абсолютно не верное решение, в острый постинсультный период, который длится семь дней, необходимо направить все усилия на сохранение человеку жизни.

Помощь в реабилитации

Восстановление речи после инсульта зависит от степени тяжести перенесенного заболевания и необходимости медикаментозной терапии, поэтому не стоит ожидать от больного в очень тяжелом состоянии быстрых положительных результатов.

Нужно набраться терпения и начинать логопедические упражнения после того как угроза для жизни человека минует. Как вернуть речь? Как быстро восстанавливается речь после инсульта? Об этом и многом другом, касаемо этой темы читайте в статье ниже.

И по ссылке.

Как восстановить речь после инсульта

После проведения всех необходимых обследований, специалисты назначают пациенту комбинированный курс терапии.

Только правильно подобранное комплексное лечение поможет вернуть человеку речевой аппарат и улучшить общее состояние.

Следуйте всем инструкциям врачей, в том числе и по поводу помощи в восстановлении речи, не стоит заниматься самолечением, это может привести к перегрузке пострадавшего, что негативно скажется на протекании реабилитации.

Каждый человек индивидуален, поэтому сколько по времени восстанавливается речь, ответить сложно. Определяя вид афазии, врачи выбирают метод лечения, который данному пациенту поможет наилучшим образом.

Методы лечения афазии

Логопедический метод. Занимаются данным методом специалисты логопеды, они используют в лечении мелодическую интонацию, с помощью компьютерных технологий, при которой активируется правое полушарие мозга.

Таким образом, в результате взаимодействия инноваций, речевой гимнастики и фармакологических методов достигается желаемый результат и полное восстановление речи.

При более тяжелых случаях врачи назначают дополнительные мероприятия.

Хирургическое вмешательство. С помощью этого метода можно произвести реваскуляризацию больных, перенесших инсульт, это улучшает кровообращение головного мозга и оптимизирует состояние нервных клеток с возвращая их к жизни. Если этот метод и другие не помогли, то назначают экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.