1.6.Методы и приемы рефлексии полученного опыта

Для полноценного развития личности важно не только регулярное получение знаний, но и умение их осознать, чтобы затем успешно применять на практике. Человеку помогает сформулировать и обработать новую информацию рефлексивность. Рефлексия – это способность личности осознавать собственную уникальность, умение сформировывать и понимать цели, предназначение человека.

Приемы развития рефлексии

Рефлексия – формируемая способность. И его развитие происходит только в том случае, если в процессе деятельности человека создаются ситуации, требующие остановки, возращения назад, анализа совершенного. В процессе занятий необходимо систематически создавать ситуации, запускающие рефлексивные размышления, а в конце каждого занятия выделять время на специально организуемую рефлексию. В качестве приемов, способствующих развитию рефлексивной способности, по ходу занятий могут быть использованы:

Признаки рефлексии

Психологи, используя способы рефлексивности в своей работе, выделяют два отличия данного феномена у личности. Это:

  1. Ситуативная. Этот признак позволяет субъекту глубоко «входить» в ситуацию и осмысливать малейшие нюансы происходящего.
  2. Саногенная. Характеризуется умением регулировать эмоциональные проявления для купирования переживаний и тяжелых раздумий.
  3. Ретроспективная. Умение оценивать прошлые события с целью приобретения нового полезного опыта путем анализа и осознания собственных ошибок.

Психологи убеждены, что рефлексия – это прямой путь к созданию внутренней гармонии и самосовершенствования личности. Развитые рефлексивные механизмы помогают преобразовывать туманные и непонятные мысли, «бродящие» в подсознании, в успешные идеи, приносящие благополучие.

Признаки рефлексии

Читайте также:  Как избавится от потери речи при волнении

Рефлексия и ее роль в жизни человека

Люди, не умеющие работать с собственными рефлексивными проявлениями, не способны планомерно организовать жизнь. Они не в состоянии взять происходящее с ними под контроль и пассивно плывут по течению.

Саморефлексия в различных профессиональных сферах

Саморефлексия имеет большое значение в формировании и развитии профессиональной коммуникативной компетентности специалистов в различных сферах деятельности.

Саморефлексия в психологии

В социальной психологии при изучении и анализе коммуникативных проблем и проблем межличностного восприятия весьма распространено понятие «саморефлексии». Она также задействуется в межличностном общении и восприятии.

Саморефлексия в различных профессиональных сферах

Социальная психология под саморефлексией подразумевает понимание человеком того, как он воспринимается собеседником. Это уже не просто восприятие партнера, а знание того, как другая личность чувствует своего оппонента. Своего рода феномен зеркального взаимоотображения друг друга. Систематичная репрезентация, сутью которой является символизация внутреннего мира собеседника. Стоит отметить, что в данном внутреннем мире равным образом отпечатывается сущность первого.

Использование саморефлексии в медицине

Саморефлексия способствует развитию терапевтической или консультативной компетентности врачей. Она включает в себя следующие положительные качества:

  1. Позволяет более точно чувствовать и контролировать свое мышление. Это подтверждает факт взаимосвязи саморефлексии с саморегуляцией.
  2. Позволяет судить об объективности суждений, их логической систематичности, обоснованности и закономерности.
  3. Позволяет получить верный ответ на большинство возникающих в процессе практики вопросов. В особенности сопряженных с трудностями взаимодействия с пациентами. Без применения саморефлексии они оставались бы неопределенными и нерешенными.

При глубокомысленном и рассудительном отношении саморефлексия выступает не только в роли инструмента, облегчающего восприятие пациента в рамках обоюдного взаимодействия или клинического подхода к решению его проблем. Она становится практикой «надзора» в понимании и решении ряда трудностей взаимодействия с пациентами в процессе их консультирования.

Читайте также:  Булимический невроз: симптомы булимии, причины и лечение

Саморефлексия в педагогике

Во время работы с ребенком педагог анализирует свои действия на этапе планирования процесса в лице одной из сторон данного взаимодействия. Во время педагогической саморефлексии учитель наблюдает за происходящим с позиции коллег-педагогов и ученика. Также он изучает личную деятельность в свете определенных педагогических ситуаций и технологий, отождествляет себя с сутью педагогического взаимодействия.

Саморефлексия в различных профессиональных сферах

Саморефлексия в экономике

Саморефлексия предоставляет возможность индивиду исследовать и анализировать свой внутренний мир, раскрыть скрытый потенциал и обозначить личностные психологические навыки. Неповторимость подобного феномена состоит в том, что посредством саморефлексии человек может принять либо не принять в себе личные психологические характеристики и свойства.

Саморефлексия в экономике трактуется как отражение индивидом самого себя с системой определенных математических знаний при помощи самосознания и самопознания.

Подходы к изучению рефлексии

Рассмотрим подходы, которые используются для изучения рефлексии. Эти подходы обычно рассматриваются в философии и психологии.

    Личностный . Личность формируется и развивается благодаря вовлеченности человеческого индивида в общество. Чтобы расти и развиваться как личность, человек должен анализировать свои переживания и убеждения. На основании этого он строит свои взаимоотношения с другими людьми.

    Коммуникативный . Способность человека анализировать деятельность, узнать себя в рамках отдельной ситуации.

    Кооперативный . Умение анализировать деятельность между двумя субъектами. Этот вид рефлексии помогает скооперироваться, организовать коллективную деятельность.

    Коммуникативный . Личность познает себя благодаря межличностному общению.

Заключение

Саморефлексия помогает человеку совершенствовать свои способности и навыки, давать оценку их эффективности. Главное — формулировать положительный вопрос относительно своих действий. И уже потом оценивать, есть ли более эффективный метод сделать это в будущем.

Саморефлексии присущ не только информативный и движущий аспект касаемо мышления и самоосознавания, но и коммуникативный фактор. Он поддерживает у человека ощущение и понимание себя как личности, находящейся в непрерывном взаимодействии с окружающими, и выполняет созидательную функцию в саморазвития.

Заключение

Светлана Сонора

Высшее образование по специальности “Психология”, кафедра психологии (включает все отрасли психологии). Окончила Донецкий институт социального образования

Читайте также:  Виды депрессий и критерии депрессивного эпизода

Функции

Что подразумевает под собой термин «рефлексия»? Мы уже знаем, что это способность педагога в свое мышлении проецировать мышление ребенка и вести урок в соответствии с интеллектуальными и эмоциональными потребностями учащихся.

Но каковы функции педагогической рефлексии?

Функции
  1. Исследовательская. Прежде всего, преподаватель должен уметь учится сам.
  2. Организаторская. Преподаватель способен организовать учебный процесс только в том случае, если он владеет умением рефлексировать.
  3. Диагностическая. Рефлексия помогает учителю понять уровень развития своих учеников, понять, насколько эффективна его личная деятельность.
  4. Коммуникативная. Преподаватель, если он хочет, чтобы ученики его слушали и ценили, должен понимать, как найти подход к тому или иному ребенку. Главное, помнить, что каждый ученик — это личность со своими особенностями.
  5. Проектировочная. Постановка новых задач для себя.
  6. Коррекционная. Через внутреннюю рефлексию преподаватель корректирует свою деятельность в соответствии с уровнем развития учеников.

На практике, уже в процессе применения рефлексии как метода, преподаватель научится более эффективно взаимодействовать с детским коллективом. Педагогическая рефлексия — это и путь, и результат. Со временем способности к самоорганизации и рефлексии только возрастут.