​Угольные шахты в Комарово

​Угольные шахты в Комарово

Угольные шахты в Комарово


Мало кто знает, что в Новгородской области добывали уголь. Самое большое шахтоуправление находилось в рабочем посёлке Комарово Любытинского района.


В годы Великой Отечественной войны в районе Устье-Брынкино Боровичей и деревнях Комарово и Волгино заложили угольные шахты. Добывали там бурый уголь — топливо для Ленинграда и железных дорог

Строительство шахт было форсировано из-за того, что Донбасс оказался оккупирован немцами, а подмосковные шахты разрушены. Возник серьезный дефицит угля, который, помимо всего, служил топливом для паровозов — основного транспортного средства в масштабах страны того времени.


Конечная остановка, автобус дальше не идет. Дальше по дороге еще 1.5 км села Комарово и потом еще 6 км до деревень Новинка, Токарёво и Хвощевик.

Шахты по добыче угля начали строить еще в предвоенные годы, но стройка продвигалась очень медленно. Лишь в апреле 1941–го в Комарово завезли четыре отбойных молотка да несколько вагонеток.


Деревня Комарово быстро стала крупным рабочим посёлком. По словам местных жителей, население достигало 10 тысяч человек. В посёлке построили школу, больницу, несколько детских садов. Было образовано Комаровское шахтоуправление треста «Новгордуголь» комбината «Ленинградуголь» Министерства угольной промышленности Западных районов СССР.

В Ленинград уголь отправляли по железной дороге Окуловка — Неболчи. Её северная часть, от рабочего посёлка Зарубино до станции Неболчи, была достроена в том числе и для этого.

В посёлке Комарово находилась станция Вомпе с подъездным путями к шахтам. Даже спустя 65 лет бывшие просеки железной дороги можно найти на спутниковых снимках этой местности.
***
Вомпе Павел Александрович — деятель революции, железнодорожник, член фракции социал-демократов левых интернационалистов. После революции 1917 г. некоторое время был начальником Николаевской железной дороги. В 1919 г. возглавил отряд Красной гвардии Николаевской железной дороги, участвовал в подавлении гомельского белого восстания. В последствии был оргработником в первом Всероссийском профсоюзе железных дорог, заместителем начальника транспортного отдела ВЧК.

***
— Это было трудное время. Все приходилось делать на голом, болотистом месте. Людей, которые прибывали в Комарово из различных районов страны, размещали в палатках, крестьянских домах и бараках. В таких условиях, при отсутствии опыта, жилья и многих необходимых материалов началось строительство шахт.

Через несколько месяцев все было подготовлено к добыче угля. А добывать топливо было трудно. Толщина пласта составляла не более метра, в некоторых шахтах и того меньше – 30-40 см. Работать приходилось лежа, передвигаться по-пластунски. Мешали плывуны, сырость в забоях. И все это преодолевалось мужеством людей, призванных в короткие сроки дать топливо Ленинграду.

Возникла другая проблема: как доставить уголь в блокированный город. Железнодорожная ветка, которая шла на Окуловку, грузы для города на Неве не принимала — северо-западнее Малой Вишеры главная магистраль Ленинград — Москва была захвачена войсками врага. Поэтому в мае 1942 года, параллельно со строительством шахт, началась поистине народная стройка железной дороги Зарубино — Неболчи. Она, в своем роде, дополняла известную «Дорогу жизни» через Ладогу. Срок на строительство дали самый жесткий – закончить работы к началу зимы… Сооружение дороги запомнилось на всю жизнь тем, кто принимал в этом участие. Труд был хотя и недолог, но невероятно громаден. «Петляет дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, изредка мосты…»

Прокладывали дорогу сразу с двух сторон: от Зарубина и от Неболчей силами подразделения 11-й железнодорожной бригады, трудящихся Окуловского, Любытинского и Дрегельского районов и одной из воинских частей.

Легендарная колея пролегла через леса и болота, где до того, местами, не ступала нога человека. Работы выполнялись вручную: при помощи лопаты, носилок и тачек, а так же топора и пилы. Особенно трудно было девушкам. Вспоминал ветеран войны и труда В. Кожевников: «Мы с тачками сделали выемку и пошли, а они, бедняжки, на носилках дополняли насыпь до проектной отметки, беря грунт со стороны. Когда я вспоминаю эту дорогу, прежде всего, вижу вереницу девчат, поднимающих груженые носилки на насыпь. И это целые-то дни!»

Уже вслед за местными жителями путевые бригады укладывали шпалы, рельсы, производили рихтовку, подъемку и засыпали песчано-гравийной смесью. Работать приходилось от зари до зари — вставали до солнца, заканчивали с наступлением сумерек.

1 ноября 1942 года железнодорожная ветка Зарубино — Неболчи вступила в строй. По дороге следовали составы, перевозившие танки, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. А в марте 43-го комаровцы отправили в Ленинград первый эшелон с углем. Дальше все больше и больше стала нарастать добыча угля. Было введено в действие 12 шахт. До конца года (1943) в блокадный город отправили около 60 тысяч тонн так нужного топлива.

«Минувших лет светлая память, Любытинский район в годы войны»
Составитель: Катышева С.В., зав. отделом информационной и справочно-библиографической работы ЦРБ

Добыча местного угля прекратилась в 1952 году. К этому времени транспортная инфраструктура СССР была восстановлена, и добыча бурого угля перестала быть рентабельной.

Шахты «законсервировали», бараки разобрали и вывезли. Жители деревни постепенно уезжали. Были закрыты школы и детские сады. Больница превратились в фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). По данным переписи 2010 года, в Комарово проживает 156 человек. На выборах 2016 года в качестве избирателей было зарегистрировано 103 человек.



Сложно сказать какой процент домов заброшен. На глаз, около половины.

Станция Вомпе была закрыта и разобрана. Железная дорога Окуловка — Неболчи тоже утратила свое значение, из пассажирского движения там остался только один пригородный поезд раз в неделю.
Источник:
http://news.novgorod.ru/articles/read/621.html

0
21:59
742
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Живой сайт города Боровичи © 2017 Работает на InstantCMS Иконки от FatCow Template cover by SiteStroi